Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов
Материалы научно-практической конференции, г. Красноярск, 2021
Дошкольный возраст является важнейшим возрастным периодом в личностном развитии детей. Одним из основных направлений образования дошкольников, отображающих социальный заказ семьи и общества, представляется их социально-коммуникативное развитие. Современный взгляд такого развития ребенка выявляет главные принципы для вступления в социум через усвоение системы потребностей, социальной сферы интересов, ценностных установок, касающихся системы межличностных связей, коммуникаций с другими людьми. Речевые нарушения детей дошкольного возраста тормозят развитие у них коммуникативных навыков.
К таким нарушениям речи относится заикание, при котором нарушается темпо-ритмическая организация речи, что обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Данный дефект затрагивает эмоционально-личностную сферу детей и выражается в неуверенности, внушаемости, отсутствии инициативы, желания выразить свое мнение, в пассивном следовании за другими, что, несомненно, затрудняет и искажает их социально-коммуникативное развитие.
Анализ литературных источников показал, что у дошкольников социальные и коммуникативные навыки общения самопроизвольно не образуются, поэтому одним из условий, удовлетворяющим требованиям социально-коммуникативного развития детей с заиканием, рассматривается разработка соответствующего образовательного маршрута, направленного на создание условий личностного развития детей, их положительной социализации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Для исследования была применена методика авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников», предназначенная для обследования детей 5-7 лет.
Участниками исследования стали 12 детей старшего дошкольного возраста заиканием 6-7 лет, из которых:
в I группу вошли 6 детей, обучающихся по программе индивидуального образовательного маршрута, посещающих группы общеразвивающей направленности ДОУ в рамках инклюзивного дошкольного образования;
II группу составили 6 детей, обучающихся по индивидуальной адаптированной программе, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.
Согласно предмету исследования, мы провели диагностику только социально-коммуникативной компетентности, которая включала в себя обследование следующих умений:
умение понимать эмоциональное состояние ровесника, взрослого человека (радостный, печальный, злой, веселый и т.д.) и рассказать о нём;
умение относиться уважительно к окружающим его людям;
умение получать необходимую информацию в общении и взаимодействии с другими;
умение вести простой диалог как со взрослыми, так и с ровесниками;
умение слушать других, прислушиваться к их мнению, интересам;
умение не ссориться, не конфликтовать в спорных ситуациях;
умение спокойно отстаивать своё мнение;
умение как принимать помощь от других, так и оказывать ее;
умение соотносить свои интересы, желания, с интересами других;
умение принимать участие в коллективных делах.
По каждому параметру выделялись уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий. Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования показал, что для старших дошкольников с заиканием, посещающих как группы общеразвивающей направленности ДОУ в рамках инклюзии, так и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым развитием речи, характерны особенности социально-коммуникативного развития.
В I группе общеразвивающей направленности ДОУ у старших дошкольников с заиканием преобладает средний уровень социально-коммуникативного развития. Низкий уровень развития – 2 ребенка (33,3%). Средний уровень развития – 3 ребенка (50%). Высокий уровень развития – 1 ребенок (16,7%). Во II группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым развитием речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием преобладает высокий уровень социально-коммуникативных развития. Низкий уровень развития – 0 детей (0%). Средний уровень развития – 2 ребенка (33,3%). Высокий уровень развития – 4 ребенка (66,7%).
Таким образом, анализ полученных результатов позволил нам выявить особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием независимо от образовательного маршрута, которые заключаются:
в определении эмоциональных состояний людей, в возможности объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации;
в получении необходимой информации посредством общения, ведения простого диалога с другими людьми;
в отсутствии инициативности, в пассивном следовании за другими детьми, не высказывая своего мнения, желания;
в умении выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.
в умении взять на себя функцию организатора взаимодействия, в умении распределения обязанностей между собой;
в провоцировании конфликтных ситуаций, в отсутствии уважительного отношения к окружающим людям.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном возрасте с заиканием зависит от организации психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются индивидуальные и возрастные особенности, включая программу образовательного маршрута. По результатам исследования планируется разработка методических рекомендаций по развитию социальных и коммуникативных навыков общения у старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов.
Источники
Бахтеева, Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20.
Беляева, О.Л., Давыдова О.Г., Николина М.С. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с кохлеарными имплантами: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т м. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2020. – 170 с.
Гладкова, Ю.А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию // Ребёнок в детском саду, 2015. – № 3. – С. 5–7.