ЛогоВита

Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов

Материалы научно-практической конференции, г. Красноярск, 2021
Дошкольный возраст является важнейшим возрастным периодом в личностном развитии детей. Одним из основных направлений образования дошкольников, отображающих социальный заказ семьи и общества, представляется их социально-коммуникативное развитие. Современный взгляд такого развития ребенка выявляет главные принципы для вступления в социум через усвоение системы потребностей, социальной сферы интересов, ценностных установок, касающихся системы межличностных связей, коммуникаций с другими людьми. Речевые нарушения детей дошкольного возраста тормозят развитие у них коммуникативных навыков.

К таким нарушениям речи относится заикание, при котором нарушается темпо-ритмическая организация речи, что обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Данный дефект затрагивает эмоционально-личностную сферу детей и выражается в неуверенности, внушаемости, отсутствии инициативы, желания выразить свое мнение, в пассивном следовании за другими, что, несомненно, затрудняет и искажает их социально-коммуникативное развитие.

Анализ литературных источников показал, что у дошкольников социальные и коммуникативные навыки общения самопроизвольно не образуются, поэтому одним из условий, удовлетворяющим требованиям социально-коммуникативного развития детей с заиканием, рассматривается разработка соответствующего образовательного маршрута, направленного на создание условий личностного развития детей, их положительной социализации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.
Для исследования была применена методика авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников», предназначенная для обследования детей 5-7 лет.

Участниками исследования стали 12 детей старшего дошкольного возраста заиканием 6-7 лет, из которых:
  • в I группу вошли 6 детей, обучающихся по программе индивидуального образовательного маршрута, посещающих группы общеразвивающей направленности ДОУ в рамках инклюзивного дошкольного образования;
  • II группу составили 6 детей, обучающихся по индивидуальной адаптированной программе, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

Согласно предмету исследования, мы провели диагностику только социально-коммуникативной компетентности, которая включала в себя обследование следующих умений:
  • умение понимать эмоциональное состояние ровесника, взрослого человека (радостный, печальный, злой, веселый и т.д.) и рассказать о нём;
  • умение относиться уважительно к окружающим его людям;
  • умение получать необходимую информацию в общении и взаимодействии с другими;
  • умение вести простой диалог как со взрослыми, так и с ровесниками;
  • умение слушать других, прислушиваться к их мнению, интересам;
  • умение не ссориться, не конфликтовать в спорных ситуациях;
  • умение спокойно отстаивать своё мнение;
  • умение как принимать помощь от других, так и оказывать ее;
  • умение соотносить свои интересы, желания, с интересами других;
  • умение принимать участие в коллективных делах.

По каждому параметру выделялись уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.
Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования показал, что для старших дошкольников с заиканием, посещающих как группы общеразвивающей направленности ДОУ в рамках инклюзии, так и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым развитием речи, характерны особенности социально-коммуникативного развития.

В I группе общеразвивающей направленности ДОУ у старших дошкольников с заиканием преобладает средний уровень социально-коммуникативного развития.
Низкий уровень развития – 2 ребенка (33,3%).
Средний уровень развития – 3 ребенка (50%).
Высокий уровень развития – 1 ребенок (16,7%).
Во II группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым развитием речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием преобладает высокий уровень социально-коммуникативных развития.
Низкий уровень развития – 0 детей (0%).
Средний уровень развития – 2 ребенка (33,3%).
Высокий уровень развития – 4 ребенка (66,7%).

Таким образом, анализ полученных результатов позволил нам выявить особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием независимо от образовательного маршрута, которые заключаются:
  • в определении эмоциональных состояний людей, в возможности объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации;
  • в получении необходимой информации посредством общения, ведения простого диалога с другими людьми;
  • в отсутствии инициативности, в пассивном следовании за другими детьми, не высказывая своего мнения, желания;
  • в умении выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.
  • в умении взять на себя функцию организатора взаимодействия, в умении распределения обязанностей между собой;
  • в провоцировании конфликтных ситуаций, в отсутствии уважительного отношения к окружающим людям.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном возрасте с заиканием зависит от организации психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются индивидуальные и возрастные особенности, включая программу образовательного маршрута.
По результатам исследования планируется разработка методических рекомендаций по развитию социальных и коммуникативных навыков общения у старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов.

Источники

  1. Бахтеева, Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20.
  2. Беляева, О.Л., Давыдова О.Г., Николина М.С. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с кохлеарными имплантами: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т м. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2020. – 170 с.
  3. Гладкова, Ю.А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию // Ребёнок в детском саду, 2015. – № 3. – С. 5–7.
  4. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина. – Из-во: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.
  5. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет / С.В. Коноваленко. – М.: Эксмо, 2004. – 240 с.
  6. Соловьёва, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2006. – №1. – С.62–67.
Заикание у старших дошкольников
  • логопед красноярск контакты

    Наши контакты

    Телефон: +7 (983) 505 16 85
    Эл. почта: logovita@list.ru
    Подписывайтесь в VK
  • логопед красноярск адрес

    Наш адрес

    Красноярск, пр. им. газеты Красноярский рабочий, 170А, 2 этаж, офис 2-07
    Мы расположены в офис-центре "Южный" (недалеко от района "Южный Берег")

Запишитесь на диагностику и консультацию сейчас

Нажимая «Отправить заявку», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных