Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с заиканием: теоретический аспект
Материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Новосибирск, 2020
Дошкольный возраст является важнейшим возрастным периодом в познавательном и личностном развитии ребенка. Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), является их социально-коммуникативное развитие, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
В Стандарте выделено пять образовательных областей, одной из которых является социально-коммуникативное развитие. В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие определяется как процесс овладения и последующего развития личностью общественного и культурного опыта, необходимого для его вхождения в систему социальных взаимоотношений.
Согласно ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, основ безопасного поведения в социуме.
Теоретические и практические аспекты социально-коммуникативного развития дошкольников рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Т.Н. Волковская, О.В. Дзюба, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.). Авторы отмечают, что развитие коммуникативной деятельности детей, их успешность в общении со взрослыми и сверстниками зависит от многих факторов. К числу таких факторов относится и нормальное речевое развитие детей. Нарушения речевой функции негативно отражаются на социально-коммуникативном развитии ребенка.
К числу тяжелых нарушений речи относится заикание, при котором нарушается темпо-ритмическая организации речи, что обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Отечественные авторы, изучавшие проблемы речевого и личностного развития детей с заиканием (Л.И. Белякова, Т.Г. Визель, М.А. Виноградова, С.В. Дель, Е.А. Дьякова, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелева, В.М. Шкловский), отмечают, что у большинства заикающихся возникает вторичный дефект. Данный дефект затрагивает эмоционально-личностную сферу детей и выражается в поведенческом негативизме, эмоциональной неустойчивости, замкнутости, что, несомненно, затрудняет и искажает социально-коммуникативное развитие дошкольника. Со временем одни дети начинают избегать речевого общения, резко ограничивают речевые контакты, а другие – становятся навязчивыми или агрессивными в общении.
По данным Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой, старшим дошкольникам с заиканием характерна диалогическая форма речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками. При этом заикающиеся используют краткие ответы на вопросы. Монолог детей с заиканием отличается бедностью, нарушением связности, последовательности высказывания, что негативно сказывается на коммуникативной деятельности детей.
По данным исследования, проведенного М.В. Сурниной и А.П. Камышовой, у старших дошкольников с заиканием отмечаются следующие вербальные трудности, затрудняющие коммуникацию детей: трудности планирования высказывания, нарушение последовательности высказывания, трудности в подборе лексем, трудности самовыражения, низкая выраженность эмоциональной окраски речи. Также авторами было выявлено, что старшие дошкольники с заиканием демонстрируют конформное поведение, выражающееся в отсутствии инициативности, желания выразить свое мнение, пассивном следовании за другими. Заикание часто сопровождается логофобией – страхом перед вербализацией и возникновением речевых судорог. Логофобия ограничивает общение заикающихся и имеет различную степень выраженности, в зависимости от ситуаций общения.
М.А. Виноградова выделяет шесть групп ситуаций, различающихся по степени трудности для заикающихся.
К первой группе автором отнесены легкие ситуации, в которых большинство детей с заиканием достигают цели общения, правильно выстраивают речевую программу. Первую группу составляют ситуации спокойной беседы заикающегося ребенка дома с родителями.
Во вторую группу ситуаций вошли относительно легкие ситуации: спокойная беседа с воспитателем в группе, общение с продавцом в магазине, общение с родителем в ситуации обвинения ребенка. В этих ситуациях заикающийся ребенокс желанием вступает в общение, активен, но в то же время, наблюдаются нарушения процесса порождения речевого высказывания. Связные высказывания и ответы не всегда соответствуют теме, интересующей собеседника, иногда нарушается звуковая реализация высказывания. Судороги в процессе реализации звуковой программы затрудняют акустическое восприятие речи. При этом симптомы внутреннего психологического характера не проявляются.
К третьей группе автором отнесены ситуации средней трудности: общение со сверстниками в игре; свободная беседа с незнакомым человеком; выступление на занятии в привычной обстановке. В данных ситуациях у ребенка с заиканием иногда имеют место психические симптомы. Например, использование телеграфного стиля устной речи.
Четвертую группу составляют трудные ситуации: свободное общение с воспитателем в ситуации обвинения ребенка; выполнение поручения воспитателя в помещении детского сада или на улице. В этих ситуациях, как правило, заикающийся ребенок не испытывает страха перед общением. Наличие речевых судорог объясняется состоянием повышенного эмоционального возбуждения. В ситуациях, когда ребенку требуется выполнить поручение, он теряется в непривычной обстановке и не может выделить коммуникативную задачу.
Пятая группа – это очень трудные ситуации: выступление на занятии, ведущемся авторитарными методами; свободная беседа с незнакомым человеком в присутствии сверстников. При демонстрации знаний в непривычных условиях у ребенка с заиканием возникает страх за неправильный исход речевого общения. К шестой группе относятся крайне трудные ситуации, в которых заикающийся ребенок не способен достичь цели общения. Эти ситуации являются особо трудными для детей, у которых заикание сочетается с общим недоразвитием речи. К этой группе М.А. Виноградова относит ситуации демонстрации знаний.
По мнению М.А. Виноградовой, переживание того, что коммуникативная цель не будет достигнута, приводит к тому, что дети с заиканием начинают пользоваться различными речевыми уловками, в их действиях появляются движения, сопутствующие речи. При длительно текущем заикании, в большинстве случаев, в речи детей появляются однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы (эмболы). Например: вот, да, это самое.. Эмболы часто используются заикающимися перед трудными звуками (чаще взрывными звуками). Нередко в речи детей с заиканием имеет место замена труднопроизносимых слов на слова, которые проще произнести, что меняет смысл высказывания.
Также отечественными авторами отмечается зависимость фиксированности на дефекте от возраста детей (или стажа заикания). Этот факт авторы объясняют постепенным усложнением психической деятельности детей, что связано со становлением их личности. Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него приводят к появлению у детей с заиканием различных психологических особенностей, которые негативно сказываются на их социально-коммуникативном развитии: боязливость, робость, беззащитность, уязвимость, внушаемость.
Таким образом, анализ литературных источников показал, что наличие такого тяжелого нарушения речи, как заикание, приводит к нарушениям коммуникативного развития ребенка, трудностям в развитии способности общаться с социумом. Поэтому социально-коммуникативное развитие должно выступать важнейшим направлением социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием и другими тяжелыми нарушениями речи. Достаточный уровень социально-коммуникативного развития является необходимым условием успешности в будущей учебной деятельности.
Источники:
Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова М.: В. Секачев, 1998. 304 с.
Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников. СПб.: КАРО, 2006. 128 с.
Логопедия /под ред. С.Н.Шаховской, Л.С. Волковой.М.: Владос, 2012. 364 c.
Сурнина М.В., Камышова А.П. Особенности сформированности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с заиканием. // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2017 – С. 231–233.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
Беляева О.Л., Гох А.Ф., Лёвина Е.Ю., Мамаева А.В., Мозякова Е.Ю., Реди Е.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности. Методические рекомендации для начинающих специалистов; отв. ред. Е.А. Черенёва. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 172 с.